Психологические особенности ребенка дошкольного возраста
Ребенок от года до 3 трех лет осваивает речь и наглядно-действенное мышление, результатом чего является понимание предназначения предметов и способв их использования. Малыш копирует действия взрослого, изучает названия предметов. А способом познания окружающего мира является метод проб и ошибок. Вот почему дети этого возраста очень любят разбирать игрушки. Важнейшей способностью, которая формируется до трех лет, является способность ребенка ставить цель в играх и поведении.
В 3-4 года происходит развитие самосознания и выделение образа «Я», формируется индивидуальность ребенка, которую он отстаивает. Наверняка, в этом воздасте вы не однократно слышали фразу «я сам», с помощью которой ребенок учится влиять на окружающих и добиваться своего.
Агрессия, негативизм, упрямство, протест, своеволие – все это закономерные признаки кризиса трех лет. Порой родителей пугают такие реакции ребенка и они пытаются надавить на малыша, но вместо этого получают еще большую агрессивность, или, наоброт, пассивность и замкнутость. Внутренний мир ребенка наполняется противоречиями: он стремится к самостоятельности и в то же время не может справиться с задачей без помощи взрослого, ребенок любит родных, но он сердится на них из-за ограничений его свободы.
Активно розвиваються воображение и эмоциональная сфера. Ребенок уже умеет гордиться своими успехами и критически оценивать результаты своего труда, у него формируется целеполагание.
Для ребенка 4-5 лет свойственно быстрое расширение словарного запаса, расширение кругозора. Главным вопросом для ребенка четырех лет становится вопрос «почему». Ему становится интересно играть вместе со сверстниками. Он становится болем эмоционально устойчив и вынослив. Продолжает активно развиваться фантазирование.
Следует обратить внимание на то, что в возрасте четырех-пяти лет недостатки в воспитании ребенка способствуют негативным проявлениям, которые постепенно могут укорениться и остаться устойчивыми отрицательными чертами характера.
А вот в 5-6 лет формируется представление об Я-реальном и Я-идеальном. На фоне эмоциональной зависимости от оценок взрослого у ребенка развивается стремление к признанию, которое отображается в стремлении получить одобрение и похвалу, доказать свою значимость. И чтобы не потерять доверия взрослого, а часто и защитить себя от нападок, ребенок начинает придумывать оправдания своим ошибкам, перекладывать свою вину на других, и даже лгать.
Как видим, в возрасте от 1 до 6-ти лет ребенок проходит множество важних моментов свого формирования. У него закладываются базове псхиические процессы: мышление, речь, внимание, память, воображение. Он учится провялть себя в социуме и наследует взрослых. И к 7-ми годам ребенка вполне можно назвать личностью, способной не только к обучению и созданию продуктов труда (рисунков, сказок, игр), а и к постановке собственных целей и жизненных приоритетов.
Советы для родителей, которые хотят сохранить эмоциональную связь со своим ребенком
1. В раннем возрасте чаще берите кроху на руки. Общение, физическое соприкосновение влияет не только на интеллект малыша, но и формирует отзывчивого, восприимчивого человека. Когда малыш подрастет, чаще обнимайте его, гладьте по голове – так вы выразите свою поддержку и любовь.
2. Разнообразьте деятельность ребенка. Для ребенка полезно пробовать свои силы в разнообразных занятиях, так он расширяет кругозор и определяет то, что будет ему по душе. Малыши очень любят наблюдать за тем, что делают взрослые, а со временем стремятся помочь. Ловите эти чудесные моменты и давайте ребенку возможность проявить себя. Так вы сформируете инициативность и творчество.
3. Не покупайте малышу слишком много игрушек. Пускай у малыша всегда будут природные материалы: веточки, камешки, ракушки, каштаны. Во-первых, они более экологичны, во-вторых, прекрасно развивают воображение, в третьих, они вообще бесплатны. Наличие множества ярких игрушек только рассеивает внимание ребенка и формирует зависимость от новых покупок.
4. Общайтесь с ребенком. Пока малыш не умеет разговаривать, просто рассказывайте ему, все, что вы делаете в данный момент. Отвечайте на вопросы, а в более старшем возрасте предлагайте поразмышлять и самому ответить, как он считает.
7. Больше двигайтесь. Пешая ходьба стимулирует мыслительный процесс и является отличным упражнением для интеллекта. К тому же, у ребенка потребность в движении гораздо большая, чем у взрослого.
8. У ребенка должно быть свое место: своя комната, своя кроватка. Это формирует ощущение безопасности, а со временем – ответственности и бережливого отношения к своим вещам.
В дошкольном возрасте важно, чтобы ребенок научился:
• Чувствовать свое тело. Здесь в помощи станут подвижные игры, манипуляции с предметами, пребывание на природе, игры с животными. И просто обьятия.
• Понимать и называть свои эмоции, состояния и потребности — то есть, уметь не только осознавать, но и называть происходящее в его внутреннем мире. Это формируется только с помощью взрослого, который, пока ребенок еще не умеет говорить, озвучивает все ее действия и окружающие предметы, терпеливо отвечает на вопросы.
• Решать элементарные ситуации общения: поделить игрушку, подружиться с другим ребенком, отвечать на вопросы взрослого.
• Представлять и фантазировать: придумывать сказки, фантазировать в играх — это и есть активность правого полушария. На основе этого формируются творческие способности, умение решать проблемные ситуации не только в обучении, а и в межличностном общения.
• Играть. Существуют определенные этапы развития игры: сенсорные игры, моторные игры, социальные игры, сюжетные игры. Важна последовательность и прохождения каждого из них. Играя, ребенок развивается и учится. Поэтому от 2 до 5 лет необходимо дать ребенку свободу выражения, но очертить границы с помощью нравственного воспитания.
***
Выдающийся психоаналитик Эда Ле Шан отмечает «Мы дошли до того времени, когда воспитание детей стало рассматриваться как профессия, а не как естественное человеческое занятие». Наша задача – вернуть процессу воспитания всю его естественность и неповторимость.
Психолог, Юлия Короцинская