Экспертное мнение часто влияет на оценку ситуации, особенно, если эксперт — детский врач в нужной родителям области. Именно с этих соображений в проекте Винница для детей открывается рубрика «Интервью с экспертом». Здесь опытные врачи и специалисты в разных, но таких нужных родителям областях медицины, будут давать ответы на наиболее интересные и волнующие нас вопросы. Кроме того, после интервью каждый родитель может задать вопрос специалисту, а так же посмотреть его контактные данные.
Первое слово в рубрике предоставляется логопеду-дефектологу Наталье Анатольевне Крупляк. Не буду нудить, сразу же перехожу к вопросам.
— Наталья, расскажите о своем опыте работы. Как давно Вы практикуете?
— Практикую я с 2007 года, 10 лет. Сначала работала логопедом в детском саду, затем — в детской специализированной консультативной поликлинике областной психиатрической больницы города Донецка. С 2014 года веду частный прием.
— Вы работаете только с детками или с взрослыми тоже?
— Я работаю с взрослыми, которые обращаются с такими проблемами, как заикание и/или нарушениями звукопроизношения. Но все же 95% моих клиентов — это дети и подростки.
— В каждой области медицины и психологии есть наиболее частые вопросы, проблемы, отклонения в развитии. Что можете сказать о логопедии? С какими проблемами к Вам обращаются чаще всего?
— Проблемы моих клиентов очень разные. Большое количество обращений связаны с нарушениями у детей звукопроизношения. Я не веду статистику, но, думаю, что каждый четвертый-пятый ребенок, который попадает на прием, имеет достаточно серьезную задержку речевого развития (то есть в 2, 3 иногда 4 года у ребенка совсем нет «внешней» речи или она минимальна). Достаточно распространенной проблемой является заикание, а также нарушения письменной речи у младших школьников (т.н. дислексия и дисграфия).
— На сколько индивидуальной является коррекция логопедических дефектов? Для каждого случая приходится создавать конкретный алгоритм действий? Или есть определённый «протокол» без соблюдения, которого, ничего не получится?
— Правильный ответ находится где-то посередине. Конечно, нет единого, унифицированного протокола для работы с детьми. Вся работа строится с учетом индивидуальных особенностей речи ребенка, а также возраста, уровня психического развития, состояния коммуникативной и сферы, и особенностей социального функционирования ребенка. Однако все используемые методы, я хочу это подчеркнуть, обязаны быть научно обоснованными и практически апробированными. Не стоит слепо доверять многочисленным «авторским методикам», которые не прошли должный путь их научного исследования.
— Каков процент полного избавления или выздоровления (не знаю, как верно выразиться) от дефектов речи? Влияет ли возраст на результаты?
— О процентах говорить очень сложно, учитывая многообразие проявления нарушений и степени тяжести их проявлений. И да, многое зависит от возраста ребенка, в котором начата коррекционная работа. Если мы говорим только о нарушении звукопроизношения (я не говорю сейчас о нарушении звукопроизношения, связанном с дизартрией при детском церебральном параличе и с органической ринолалией), то прогноз здесь, как правило, благоприятный. Хотя родители должны понимать, что в случае нарушения произношения большого количества звуков, а также при нарушении слоговой структуры слова, коррекционная работа потребует времени и терпения.
Если же мы работаем с тотальными, системными формами недоразвития речи (когда нарушены все компоненты речи: словарный запас, грамматический строй, звукопроизношение)или же с отсутствием речи, то очень многое зависит от таких факторов:
- является ли недоразвитие речи первичным нарушением или же это проявление другого расстройства развития, как то детский аутизм, умственная отсталость и др.
- степень выраженности нарушения
- сохранность интеллектуальных способностей ребенка
- количество времени (часов в неделю), посвящаемое коррекционной работе и вовлеченность родителей в процесс. Этот фактор, кстати, играет роль всегда.
При заикании очень важный фактор, способствующий выздоровлению — это минимальное количество стрессов и психотерапевтическое вмешательство.
Поэтому, как видите, на результаты коррекционной работы влияют очень много факторов. Но важно вот что: при проведении коррекции позитивные результаты есть всегда.
— Может ли быть эффект временным?
— Если работа проведена в полном объеме, то нет, такого не случается. Исключением является лишь заикание, которое имеет свойство рецидивировать.
— Часто родители поздно обращают внимание на существующую проблему в речи ребенка. Пока ребенок не социализирован, это не доставляет ему дискомфорта. Попав в среду однолеток, в садике или школе, ребенок начинает стесняться своего дефекта, понимая, что он «не такой». При каких проблемах и в каком возрасте не следует игнорировать посещение логопеда дефектолога?
— При любых проблемах и в любом возрасте. Если в возрасте полутора лет ребенок не говорит хотя бы отдельные слова — это повод для обращения за консультацией. Или же в 2 года у малыша нет двусловной фразы. А может малышу два с половиной — три года, и он говорит, но его мало кто может понять — нужно проконсультироваться. Если ребенку 5, и он не выговаривает правильно 1 или более звуков — вам к логопеду. Также не лишним будет посещение специалиста, если младший щкольник плохо читает и/или упорно делает ошибки на письме.
— Наталья, какие случаи из практики Вам запомнились больше всего?
Много таких случаев. Запомнился 14-летний Олег, который с моей помощью исправил произношение восьми звуков всего за полгода, настолько он был мотивирован. А еще Ваня, Егор, мальчишки с аутизмом, который сопровождался достаточно серьезными речевыми и поведенческими проблемами. После вмешательства команды специалистов они успешные ученики общеобразовательных школ.
— Какие напутствия, Вы, как опытный логопед-дефектолог, можете дать родителям? Особенно тем, кто проходит этот жизненный этап впервые?
Будьте внимательны к развитию вашего ребенка. Если вас что-то настораживает — сразу обращайтесь к специалисту. Не слушайте бабушек, дедушек, знакомых, которые говорят вам: «Вот шурин моей троюродной племянницы, как рассказывала его бабка, заговорил в 5 лет, и твой заговорит». Не доверяйте специалистам, если они говорят: «Это же мальчик, мальчики позже начинают говорить, подождем, до 3 лет ничего делать не надо». Ведущая мировая тенденция — это ранняя диагностика и раннее вмешательство. На сегодняшний день нет сомнений в том, что, чем раньше начата коррекционная работа, тем более эффективной она будет.
— Спасибо огромное за интервью. Уверена, что даная информация будет интересной и полезной для всех родителей. Ниже, в форме комментариев, можно задать эксперту вопрос, ну и, собственно, контакты доктора:
Тел: 0632435831 Наталья Анатольевна
г. Винница, ул. Театральная, 10, пн-сб.