Главная / Эксперты / Интервью с экспертом / “Ведущая мировая тенденция – это ранняя диагностика и раннее вмешательство” – логопед-дефектолог Наталья Крупляк в интервью для сайта 7ya.vn.ua

“Ведущая мировая тенденция – это ранняя диагностика и раннее вмешательство” – логопед-дефектолог Наталья Крупляк в интервью для сайта 7ya.vn.ua

Экспертное мнение часто влияет на оценку ситуации, особенно, если эксперт – детский врач в нужной родителям области. Именно с этих соображений в проекте Винница для детей открывается рубрика «Интервью с экспертом». Здесь опытные врачи и специалисты в разных, но таких нужных родителям областях медицины, будут давать ответы на наиболее интересные и волнующие нас вопросы. Кроме того, после интервью каждый родитель может задать вопрос специалисту, а так же посмотреть его контактные данные.

Первое слово в рубрике предоставляется логопеду-дефектологу Наталье Анатольевне Крупляк. Не буду нудить, сразу же перехожу к вопросам.

Наталья Анатольевна Крупляк
Наталья Анатольевна Крупляк

Наталья, расскажите о своем опыте работы. Как давно Вы практикуете?

– Практикую я с 2007 года, 10 лет. Сначала работала логопедом в детском саду, затем – в детской специализированной консультативной поликлинике областной психиатрической больницы города Донецка. С 2014 года веду частный прием.

Вы работаете только с детками или с взрослыми тоже?

– Я работаю с взрослыми, которые обращаются с такими проблемами, как заикание и/или нарушениями звукопроизношения. Но все же 95% моих клиентов – это дети и подростки.

В каждой области медицины и психологии есть наиболее частые вопросы, проблемы, отклонения в развитии. Что можете сказать о логопедии? С какими проблемами к Вам обращаются чаще всего?

– Проблемы моих клиентов очень разные. Большое количество обращений связаны с нарушениями у детей звукопроизношения. Я не веду статистику, но, думаю, что каждый четвертый-пятый ребенок, который попадает на прием, имеет достаточно серьезную задержку речевого развития (то есть в 2, 3 иногда 4 года у ребенка совсем нет “внешней” речи или она минимальна). Достаточно распространенной проблемой является заикание, а также нарушения письменной речи у младших школьников (т.н. дислексия и дисграфия).

На сколько индивидуальной является коррекция логопедических дефектов? Для каждого случая приходится создавать конкретный алгоритм действий? Или есть определённый «протокол» без соблюдения, которого, ничего не получится?

– Правильный ответ находится где-то посередине. Конечно, нет единого, унифицированного протокола для работы с детьми. Вся работа строится с учетом индивидуальных особенностей речи ребенка, а также возраста, уровня психического развития, состояния коммуникативной и сферы, и особенностей социального функционирования ребенка. Однако все используемые методы, я хочу это подчеркнуть, обязаны быть научно обоснованными и практически апробированными. Не стоит слепо доверять многочисленным “авторским методикам”, которые не прошли должный путь их научного исследования.

Каков процент полного избавления или выздоровления (не знаю, как верно выразиться) от дефектов речи? Влияет ли возраст на результаты?

– О процентах говорить очень сложно, учитывая многообразие проявления нарушений и степени тяжести их проявлений. И да, многое зависит от возраста ребенка, в котором начата коррекционная работа. Если мы говорим только о нарушении звукопроизношения (я не говорю сейчас о нарушении звукопроизношения, связанном с дизартрией при детском церебральном параличе и с органической ринолалией), то прогноз здесь, как правило, благоприятный. Хотя родители должны понимать, что в случае нарушения произношения большого количества звуков, а также при нарушении слоговой структуры слова, коррекционная работа потребует времени и терпения.

Если же мы работаем с тотальными, системными формами недоразвития речи (когда нарушены все компоненты речи: словарный запас, грамматический строй, звукопроизношение)или же с отсутствием речи, то очень многое зависит от таких факторов:

  • является ли недоразвитие речи первичным нарушением или же это проявление другого расстройства развития, как то детский аутизм, умственная отсталость и др.
  • степень выраженности нарушения
  • сохранность интеллектуальных способностей ребенка
  • количество времени (часов в неделю), посвящаемое коррекционной работе и вовлеченность родителей в процесс. Этот фактор, кстати, играет роль всегда.

При заикании очень важный фактор, способствующий выздоровлению – это минимальное количество стрессов и психотерапевтическое вмешательство.

Поэтому, как видите, на результаты коррекционной работы влияют очень много факторов. Но важно вот что: при проведении коррекции позитивные результаты есть всегда.

- Может ли быть эффект временным?

– Если работа проведена в полном объеме, то нет, такого не случается. Исключением является лишь заикание, которое имеет свойство рецидивировать.

- Часто родители поздно обращают внимание на существующую проблему в речи ребенка. Пока ребенок не социализирован, это не доставляет ему дискомфорта. Попав в среду однолеток, в садике или школе, ребенок начинает стесняться своего дефекта, понимая, что он «не такой». При каких проблемах и в каком возрасте не следует игнорировать посещение логопеда дефектолога?

– При любых проблемах и в любом возрасте. Если в возрасте полутора лет ребенок не говорит хотя бы отдельные слова – это повод для обращения за консультацией. Или же в 2 года у малыша нет двусловной фразы. А может малышу два с половиной – три года, и он говорит, но его мало кто может понять – нужно проконсультироваться. Если ребенку 5, и он не выговаривает правильно 1 или более звуков – вам к логопеду. Также не лишним будет посещение специалиста, если младший щкольник плохо читает и/или упорно делает ошибки на письме.

- Наталья, какие случаи из практики Вам запомнились больше всего?

Много таких случаев. Запомнился 14-летний Олег, который с моей помощью исправил произношение восьми звуков всего за полгода, настолько он был мотивирован. А еще Ваня, Егор, мальчишки с аутизмом, который сопровождался достаточно серьезными речевыми и поведенческими проблемами. После вмешательства команды специалистов они успешные ученики общеобразовательных школ.

- Какие напутствия, Вы, как опытный логопед-дефектолог, можете дать родителям? Особенно тем, кто проходит этот жизненный этап впервые?

Будьте внимательны к развитию вашего ребенка. Если вас что-то настораживает – сразу обращайтесь к специалисту. Не слушайте бабушек, дедушек, знакомых, которые говорят вам: “Вот шурин моей троюродной племянницы, как рассказывала его бабка, заговорил в 5 лет, и твой заговорит”. Не доверяйте специалистам, если они говорят: “Это же мальчик, мальчики позже начинают говорить, подождем, до 3 лет ничего делать не надо”. Ведущая мировая тенденция – это ранняя диагностика и раннее вмешательство. На сегодняшний день нет сомнений в том, что, чем раньше начата коррекционная работа, тем более эффективной она будет.

- Спасибо огромное за интервью. Уверена, что даная информация будет интересной и полезной для всех родителей. Ниже, в форме комментариев, можно задать эксперту вопрос, ну и, собственно, контакты доктора:

Тел: 0632435831 Наталья Анатольевна

г. Винница,  ул. Театральная, 10, пн-сб.

Об Анна Р.

Важно знать:

tatiana-chervyak

Татьяна Червяк – педиатр, консультант по ГВ и доула

Татьяна Червяк – опытный доктор-педиатр. Работает в педиатрическом отделении №1 Центра матери и ребенка в …

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>