Привела я сегодня дочку в садик. Там папа мальчика привёл. Мальчик кричал, очень. Бился в истерике. Папа успокаивал, потом «сдал» малыша воспитательницам и убежал на работу…
Когда я пришла за дочкой в обед, тот мальчик все еще всхлипывал и выбегал посмотреть не пришли ли за ним.
Как-то не по себе было наблюдать это всё… И мне захотелось поделиться нашей историей привыкания к садику.
Когда дочке было 2,2, мы решили попробовать ходить в садик. Лето, тепло. Все «гриппы» позади. Тем более, мы пол года ходили в «Смайл», она там оставалась без проблем на 4 часа и уходить не хотела.
Я, хоть и хотела подождать до 3-лет, но стремление скорее выйти на работу, оправданное тем что «ребёнку в садике интересней, чем дома с вечно занятой мамой» взяли верх.
Но одно дело центр раннего развития, и как оказалось, совсем другое – садик.
Я же пока была не опытна в этом вопросе. За садик я договорилась еще ранней весной. Выбирали детский сад исходя из рекомендаций и близости к дому. Нам многие рекомендовали именно этот детский сад. Нас взяли без проблем. Ничего я никому не платила и т.п.
В мае месяце, по рекомендации заведующей, мы прошли полное медицинское обследование и подали документы. Стали пробовать.
В первый и второй день Аришка пошла без проблем. Играла, хорошо кушала. Потом немножко были слёзы, но это была больше реакция на других плачущих детей. По рассказу воспитательницы:
— Плачет мальчик Глеб. Просится к маме. Арина плачет в унисон с Глебом. На вопрос, что случилось, отвечает «Глеб хочет к маме».
В группе только 2-х летки и младше. Еще практически никто не разговаривает, многие в памперсах. Непривычная обстановка для ребёнка привыкшего к детям 2,5-3 лет, которые уже хорошо говорят (это я о Смайле).
Две недели мы ходили по нескольку часов. Максимум – до обеда. Потом мы заболели. Потом снова так ходили. Но мне не понравился метод воспитателей: забирать плачущего цепляющегося малыша у матери (отца, бабушки) из рук и закрывать дверь. Да, по их словам, ребенок через 5 минут успокаивается и начинает играть. Для малыша момент расставания с мамой болезненный, потому его, таким образом, сводят к минимуму.
Не знаю, правильно или нет, но мне не нравится такой подход.
Получается, мы за месяц должны были привыкнуть к садику, но мы не привыкли. Про садик дочь вспоминала с негативом, и собираться туда не хотела.
Дальше, были летние каникулы. С 1-го августа мы снова пошли в садик. Но, не смотря на то, что месяц Аринка была дома, она ничего не забыла. Собираться не хотела, оставаться там — тоже. Но с уговорами и обещаниями мы медленно стали привыкать…
Я очень переживала по этому поводу. Дочь – впечатлительный ребёнок. Страшно было нанести ей травму…
И я боялась не зря. Я уже стала оставлять ее на обеденный сон, и тут случилось кое-что. Дочь во сне, так сказать, «сходила». Я не знаю, что произошло. Может, что-то не то съела, может так режим сказался, или страх… Я не знаю…
Я пришла как раз за ней, после обеда, и услышала из спальни громкий рёв Арины, причитания нянечки и в унисон с дочкой плакал еще один мальчик. Ну, как бы, ничего страшного не произошло. Такое, даже с взрослым может случиться. А это 2-х летний ребёнок…
Но, то ли она так эмоционально восприняла причитания няни, то ли сам этот момент для нее стал таким … негативным. Но в садик она теперь ходить отказалась категорически. Каждое утро, просыпаясь, я видела в ее глазах жуткий страх. Она все время твердила, что в садик не хочет и не пойдет. Одевалась с истерикой, а раздеваться в садике категорически отказывалась, не горя уже о том чтобы зайти в группу.
Я не стала ее «ломать». Мы перестали ходить в садик.
Три недели просидели дома. Просто гуляли вместе, играли. Как всегда.
Я решила, что можно снова попробовать ходить в Смайл. Там для нее все знакомое – дети, воспитательница, игрушки. Ей же нравилось туда ходить.
Но не тут то было. Она отказалась. Стоило мне оставить ее с воспитательницей, как начиналась истерика: «Хочу к маме, где моя мама» и всё в таком духе. Естественно, и в Смайл мы ходить перестали.
Ребёнок стал беспокойно спать. Она стала отказываться от еды, стала жутко нервной и неуправляемой. Я решила обратиться к психологу. Психолог сказала, что на лицо жуткий стресс, страх, испуг. Порекомендовала никуда ее не водить (в смысле занятий). А просто быть с ней, не вспоминать о садике и Смайле. Играть дома и наблюдать за ее состоянием.
Мы так и сделали. Сидели дома мы 3 месяца. Но наступили холода, зима, приближался Новый год. Нам много времени приходилось сидеть в доме. Ну какие развлечения? Ну книжки, пластилин, краски-карандаши, аппликации и мультики. Все требует усидчивости, а ребенку нужно же куда-то девать свою энергию. Места в доме мало, на улице максимум пол-часа, час.
Доченька подросла, изменилась. Я, наверное, инстинктивно почувствовала ее готовность к общению и решила снова попробовать садик. Тем более, подготовка к ёлке, наряды, песенки, стишки. Хотелось чтобы она взяла участие в этом всём.
Мы пошли с ней на прогулку, зашли в садик, к заведующей. Дочь почти всё время молчала и наблюдала. Сначала мы хотели в другую группу. Заведующая была не против но порекомендовала нам «сходить в гости» в ту группу куда она ходила и посмотреть на ее реакцию. Мы пошли. Она всё узнала, но всё равно молчала. Я поговорила с воспитательницей, и решили попробовать ее в ту же группу. По дороге домой она весело вспоминала садик и воспитательницу, и говорила что детки, наверное, соскучились по ней…
После выходных мы пошли. Но метод теперь у нас был другой. Я с дочкой договорилась, что она будет играть с детками, а я буду ждать ее в коридоре и никуда не уйду. Теперь, зная через что мы прошли, нам никто не возражал. Несколько дней мы вот так ходили, я ждала в коридоре, и Аринка в любой момент могла выбежать и посмотреть есть ли я.
Я развивала с ней доверительные отношения. Я хотела, чтобы она понимала, что я ее не бросаю. Сначала она выбегала каждые 10 минут. Потом она сама стала меня отпускать. Целует и говорит: «Иди гулять, я поиграю — тогда придёшь за мной». Неделю мы ходили спокойно, а потом снова заболели. Пришли на «Ёлочку» в нарядном платье. Ей очень понравилось.
После новогодних праздников мы снова ходим в садик. Просыпается дочь с улыбкой. Собирается и спешит. ОНА ХОЧЕТ В САДИК! Вот чего и я хотела. И, думаю, именно этого хочет каждая мама.
Я поняла, как важна эмоциональная готовность ребенка и матери к разлуке. Я сама почувствовала, что мой ребенок готов к разлуке со мной и была готова к этой разлуке.
И у нас все получилось. Понятно, что есть разные случаи, когда надо срочно выходить на работу и т.д. Но, считаю, что насильно ломать малыша не стоит никому.
Он привыкнет, возможно, никогда не вспомнит, но на уровне подсознания это сохранится. И кто знает, каким комплексом или особенностью характера это может стать…
Мамочки, подумайте не только о себе. Вы устали, конечно. Так хочется хоть немножко свободы. Но малыш вырастет. И вы с горечью будете вспоминать его детские годы, свои ошибки… Не спешите его от себя отдалять!