«Без понимания потребностей ребенка
родители не способны дать ему необходимое»
(Дж.Грей)
Еще вчера ваша кроха неуверенно делала первые шаги и радостно встречала вас по приходу в детский сад. А сегодня вы не узнаете малыша: он не слушается, спорит в вами, может даже нагрубить и порой кажется, что вы вовсе теряете с ним контакт. А пообщавшись з родителями других детей, вы узнали о множестве методик раннего развития интеллекта и личности ребенка. Возникает ощущение неуверенности и подкрадывается ужасная мысль «Я плохая мать».
Заглянули в интернет, а тамошние заголовки не радуют «После семи уже поздно». А некоторые вообще утверждают, что и после пяти поздно и даже после трех лет. И везде сказано, что все, что ребенок усвоит в первые 5, а то и 3 года жизни – и послужит его основой в дальнейшем. Когда же нужно воспитывать ребенка и как это можно сделать, не сломив его личность? Попробуем разобраться.
Представители психоаналитических теорий раннего развития (Дж.Боулби, Д.В.Винникотт, А.Фрейд, М.Кляйн, Э.Бик) во многом определяли эмоциональное и когнитивное (интеллектуальное) развитие ребенка как следствие взаимодействия в системе «мать-дитя». Они утверждали, что именно от уровня сформированности базового доверия к миру и зависит дальнейшая социализация ребенка в более старшем возрасте, его способность развить свое «Я» и представить себя миру и обществу.
Существуют экспериментальные доказательства того, что эмоциональное состояние близких, особенно матери может служить важнейшим фактором не только эмоций ребенка, но и его интеллектуального развития. Умные дети вырастают в атмосфере, заботы, тепла, понимания и принятия. А вот тревожная или депрессивная обстановка, наоборот, тормозит развитие и порождает беспокойство и неуверенность в малыше. Именно в этом и заключается связь эмоций и интеллекта. Таким образом, создавая позитивную атмосферу дома, вы делаете для своего чада два благих дела одновременно.
К тому же, основные сензитивные (чувствительные) периоды развития проходят именно в период от рождения до 6 лет. Но об этом мы поговорим немного дальше.
И если в первый год жизни решающая роль в формировании личности младенца принадлежит матери, то возрасте 5 лет на арену выходит отец как олицетворение внешнего контроля. Ребенок начинает осознавать свой пол и осваивать модели поведения с противоположным полом. Мальчик непременно хочет жениться на маме, а девочка с упоением примеряет мамины туфли. Таким образом, 5-тилетний ребенок не только имеет более-менее стабильное отношение к миру, он пошел возраст «почемучки», научился делать выводы и, самое главное, у него есть представление о самом себе.
Развитие ребенка с позиции психологии и педагогики
Методик раннего развития существует масса: Марри Монтессори, Глена Домана, Сесили Лупан, Масару Ибуки, Жана Ледлоффа, методика Зайцева, семьи Никитиных, Елены Даниловой и т.п. Они обещают, что ваш малыш не просто начнет рано писать, считать и станет смышленым, а что он уже с первых лет сможет проявлять свою индивидуальность.
Почему многие родители прибегают к подобным методикам?
- Это модно.
- Конкуренция с другими родителями. Желание быть «хорошими» родителями.
- Желание занять чем-то ребенка, заполнить его время полезными делами.
- Страх перед школой, стремление как можно быстрее начать подготовку ребенка, чтобы ничего не упустить.
Конечно, у подобных методик есть множество позитивных сторон: это раннее выявление и развитие способностей ребенка, возможность предоставить ему свободу выбора и поддерживать любознательность.
Один интересный эксперимент провел ученый И.Сигель в 1987 году. Он изучал семьи, где родители уделяли большое внимание раннему интеллектуальному развитию детей. Он установил, что занятия, которые не соответствуют уровню развития ребенка и отнимают у него время для свободной игры и общения со сверстниками, со временем теряют интерес к обучению, у них обедняется эмоциональная сферам, а также они теряют способность к творческому поиску и самостоятельному решению проблем. Это результат так называемого «тепличного воспитания». По мнению И.Сигеля, важно создать ребенку ситуацию социальной поддержки, где ребенок развивается в самостоятельно выбранном темпе, без внешнего давления.
Чрезмерно раннее развитие опасно тем, что ребенок может перенасытиться информацией, а это чревато эмоциональными срывами, искусственным формированием гиперактивности, возникновением негативного отношения к обучению. Это происходит потому, что мозг ребенка до 7-ми лет очень пластичен, но имеет выраженное преобладание правого полушария, отвечающего за эмоции и образное мышление. Волевые усилия еще недоступны для малыша просто потому что еще не созрел мозг. А потому ребенок усваивает только то, что ему интересно и его внимание очень нестабильно.
К тому же, ребенок сам знает, когда и как ему развиваться и в разном возрасте его интересуют разные сферы жизни и разные действия. И только чуткое и внимательное отношение родителей к интересам своего чада станет настоящим помощником в данной ситуации. Конечно, можно стремиться сделать из ребенка гения, но не будет ли его всю жизнь сопровождать ощущение, что родители хотели из него что-нибудь «вылепить» вместо того, чтобы принять его таким, каким он есть? Будет ли он уверен, что его любят не за то, что он хорошо пишет и считает, а за то, что он ваш ребенок?
Продолжение в следующей статье.
Психолог, Юлия Короцинская